Ученые СФУ раскрыли секрет трех картин Альфонса Мухи

Ученые СФУ раскрыли секрет трех картин Альфонса Мухи

Исследованные работы последовательно раскрывают темы божественного покровительства родине, возрождения панславянского мира и готовности человека бороться за благополучие родной земли

Исследователи Сибирского федерального университета раскрыли общую
художественную идею трёх произведений знаменитого чешского
художника Альфонса Мухи, написанных в разные периоды его
творческой карьеры, сообщает пресс-служба СФУ. По мнению авторов,
работы «Мадонна в лилиях», «Плакат лотереи Союза Юго-Западной
Моравии» и «Славянский эпос» последовательно раскрывают темы
божественного покровительства родине, возрождения панславянского
мира и готовности человека бороться за благополучие родной земли.

«Альфонс Мария Муха — один из самых ярких представителей
«ар-нуво», художественного стиля эпохи модерна. Широко известны
его рекламные плакаты, коммерческие и театральные афиши. Однако
до сегодняшнего дня мало внимания уделялось серии монументальных
картин «Славянская эпопея», хотя художник посвятил ей треть
своего творческого пути. Мы провели методический анализ этих
работ и выявили в них единую смысловую закономерность. Все три
картины — программные для художника. Шаг за шагом он выражал в
них идею божественного покровительства родине и веры в эту помощь
со стороны человека. Речь также идёт о надежде, которую не
следует терять даже во времена бедствий и разобщенности — надежда
спасает, а смерть и разрушения рано или поздно остаются позади.
Тем более важна эта идея для современного мира, в котором
продолжаются войны, а кризисы охватывают целые народы», —
рассказала соавтор исследования, доцент кафедры культурологии и
искусствоведения Юлия Замараева.

Учёные подчеркивают, что в двадцати монументальных полотнах
«Славянской эпопеи» показаны переломные вехи в истории славянских
народов. Этой коллекции приписываются идеи панславизма,
патриотизма и национальной идентичности. «Славянский» чех Муха
фактически сконструировал образ возрождения Чехии начала XX века.

«Интересно, что в период написания «Славянской эпопеи» Альфонс
Муха посещал Россию. Некоторые искусствоведы отмечают, что в ряде
его картин обнаруживаются сходные черты с картинами
В.И. Сурикова: в частности, картина «Отмена крепостного
права» перекликается с «Утром стрелецкой казни» своей
монументальностью и мастерским использованием многофигурной
композиции. Большинство зрителей знают Муху как создателя
запоминающихся образов прелестных женщин с причудливо
развевающимися волосами, однако он был действительно серьёзным
мастером, воплотившим ряд философских идей, в частности, в
рассмотренных нами работах», — пояснила доцент кафедры
культурологии и искусствоведения Наталья Середкина.

По мнению учёных, все три изученных произведения неоднократно
перекликаются друг с другом. Во всех на первом плане изображены
девочки-подростки, фоном для которых являются божественные силы,
будь то Мадонна с Христом или славянский идол. Значит, на уровне
каждого отдельного произведения можно говорить о том, что
изображено покровительство неких божественных сил, но
покровительство это всё же отличается.

«В первой работе «Мадонна в лилиях» мы видим покровительство в
исходном моменте, как обещание помощи и защиты. Не зря художник
использует композицию Благовещенья, полную традиционных атрибутов
(«ангельская» фигура справа, россыпь цветов лилии — цветка Девы
Марии в пространстве картины). Картина показывает зрителю, что
следует верить в покровительство, даже если оно неочевидно.
Исполинский венок на коленях рыжей девушки в национальном костюме
— он не для человека, и указывает на переходность, переломный
момент настоящего исторического этапа для родной земли.

В плакате лотереи божественное покровительство поставлено под
сомнение: идол, изображающий божество, оказывается на самом
дальнем плане, его оплакивает зрелая женщина. Зато девочка не
предаётся отчаянью, она смело смотрит вперёд и становится новой
«веточкой» дерева жизни взамен увядшей липе, оставшейся позади, в
прошлом.

Последняя картина «Славянский эпос» подтверждает идею о том, что
возрождение наступит, а смерть, иссушение, окаменелость — лишь
временные явления. Оживает тот самый идол, который оплакивали в
плакате лотереи. В руках изваяния появляется меч, готовый
обрушиться на тех, кто посмеет обидеть играющую на музыкальном
инструменте девушку. Девушка же трактуется как родная земля,
материнское начало, исток и «музыкальная гармония» всего
существующего», — сообщила доцент кафедры культурологии и
искусствоведения Ксения Резникова.

Подводя итоги, учёные указали на универсальность главной идеи,
объединившей три картины Альфонса Мухи: божественное
покровительство Родине неизменно, даже когда кажется, что
провидение оставило народ и родные края, когда горе людей
неизбежно и неизбывно. Стойкость, бесстрашие и готовность
бороться обязательно приведут к расцвету и рассвету.
Покровительство и защита остаются с народом, даже когда кажется,
что настали темные времена — нужно только продолжать верить, быть
бесстрашным и готовым к борьбе в периоды кризисов и неудач.

Иллюстрация: А.Муха «Славянский эпос»

Источник: news.sfu-kras.ru

Источник: scientificrussia.ru